Как выбрать коньяк: секреты пробки, аромата, выдержки и пузырьков

Как выбрать коньяк

Сегодня поговорим о том, как выбрать коньяк. Широкий ассортимент алкогольной продукции подводит неискушенных потребителей к мыслям о том, что в этом «лесу» легко заблудиться, а по тропинкам этого «леса» бродят опасные хищники – подделки. По поводу последнего волноваться не стоит.  Учитывая пристальное внимание к рынку алкогольной продукции со стороны законодателя, фальсификату очень сложно, а зачастую и просто невыгодно пробиваться в официальные точки продаж. Но есть и другой повод для беспокойства – как выбрать коньяк в соотношении «цена и качество».


На что кроме звезд и ценника ориентироваться неискушенному покупателю? Какие полезные сигналы можно обнаружить на этикетке? Как опознать неудовлетворительное качество по аромату и внешнему виду напитка? Давайте разберемся.

Если коньяк маслянистый, густой, тягучий – хорошо, если жидкий и водянистый – плохо
Если коньяк маслянистый, густой, тягучий – хорошо, если жидкий и водянистый – плохо

Существует несколько версий возникновения этого напитка. В Интернете ходят легенды, что коньяком может называться только напиток, произведенный во французском городке Коньяк. Все остальные коньячные напитки правильней именовать виноградным бренди. Это не совсем так. По решению ВТО до 2021 года в России будет совершенно законно существовать ГОСТ «российский коньяк» и «российское шампанское». Такая бюрократия связана с особенностями правовой защиты имени продукции.

Начнем с романтической теории происхождения, которая отлично зайдет в кругу друзей за бокалом ароматного бренди. В конце XVI века в провинциальном городке Коньяк (фр. Cognac) проживал шевалье по имени Жак де ла Круа Марон. Указанный месье был преданным протестантом, доблестным человеком и неплохим виноделом. Винодельческим промыслом он занимался в перерывах между битвами, в которых принимал участие.

История бренди восходит к технологии выдержки в бочке
История бренди восходит к технологии выдержки в бочке

Однажды вернувшись с поля брани, он застал свою супругу с другим и в порыве чувств убил обоих. Горе породило смятение в сознании и сердце, явив во снах дьявола, который пригрозил убийце котлом и вечными муками. Кошмар навел Жака де ла Круа на мысль перегнать свое молодое вино несколько раз, в результате чего получился прозрачный напиток, который он залил в качественную дубовую бочку и подарил на откуп ближайшему монастырю. Подношение было принято богомольцами, и грех был отпущен. О даре шевалье Марона монахи забыли на несколько лет, а когда вспомнили и вскрыли бочонок, то обнаружили благоухающий коньяк.

Теперь историческая прозаика. В конце XVI века Франция ввязалась в войны за испанское наследство. Виноделы, ранее активно торговавшие с Англией и другими странами, были вынуждены превращать скоропортящиеся вина в виноградный спирт, который они закупоривали в дубовые бочки. Этот кризис и открыл миру совершенно новый напиток, сохранявший и даже приумножавший свои вкусовые качества в процессе длительной выдержки. Принципы приготовления виноградного бренди с тех пор практически не изменились.

Приобретайте бренди исключительно в специализированных магазинах. В алкомаркеты сложно проникнуть подделкам, это связано с ЕГАИС – системой автоматизированного контроля, позволяющей ответственным службам отслеживать любые передвижения алкоголя от производителя через реализатора к потребителю вплоть до бутылки. Всю необходимую информацию о производителе и партии алкоголя можно узнать, считав цифровой код тары с помощью мобильного гаджета. Бренди домашнего производства не рекомендуются к употреблению в качестве напитка.

Сложная форма тары и уникальная этикетка – не только маркетинговый ход, но и защита от подделки
Сложная форма тары и уникальная этикетка – не только маркетинговый ход, но и защита от подделки

Человека часто оценивают по платью, и с виноградным бренди та же штука. Только в нашем случае покупателю не нужно вестись на красивую и дорогую, по его мнению, бутылку и упаковку. Многие бренды, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, выпускают свою продукцию в достаточно аскетичной упаковке. А вот сложная архитектура бутылки, обилие геометрических форм и гравировок – не только отличительная черта производителя, но и дополнительная защита от подделки. При первом взгляде также необходимо обратить внимание на этикетку. Она должна быть приклеена ровно и аккуратно. Сама бумага для этикетки должна быть немного рифленой. На ощупь и внешний вид она может напоминать материал, используемый для печати денежных купюр. Ровная и качественная этикетка, а также уникальная тара – хороший ориентир качества, их практически невозможно на 100 % скопировать, не имея сходных с производителем заводских условий.

На бутылке также должна находиться акцизная марка и специальный штрих-код, считав который с помощью мобильного гаджета любой человек может узнать всю информацию о происхождении напитка. Саму этикетку можно и  нужно читать, на ней производители размещают данные о происхождении и выдержке бренди, дате розлива, а также точный состав продукта (купаж) с указанием всех ингредиентов и спиртов. В хорошем напитке не должно быть дополнительных вкусоароматических компонентов, указываемых производителями литерой «Е».

Хороший коньяк, в том числе и отечественный, должен быть плотно закупорен. Не стесняйтесь проверить, насколько плотно пробка закрывает горлышко. Для закупорки дорогих бренди традиционно используются только крышки из коры пробкового дуба. Для напитков более низкой выдержки допустимо использование агломерированных или синтетических пробок.

Все современные производители для своих бутылок используют комбинированные пробки Т-образной формы. Нижняя часть, находящаяся в горлышке, – кора пробкового дуба, прессованное дерево или синтетика. Верхняя часть может быть изготовлена из пластика, керамики, стекла или других материалов. Такой вид пробки позволяет потребителям легко открывать бутылку и плотно закрывать ее снова. Если бутылка закупорена не плотно, а пробка ходит в горлышке и поворачивается без усилий – значит перед вами низкокачественный алкоголь или подделка.

Выдержка коньяка указывается прямо на этикетке. Возраст напитка определяется по годам самого молодого спирта, входящего в состав купажного бренди. Это абсолютное правило для всех коньяков, в независимости от страны-производителя.

Звезды на этикетке означают выдержку
Звезды на этикетке означают выдержку

В качестве обозначения возраста спиртов для напитков, производимых в Армении, Грузии и России, приняты «звезды»:

  • 3 звезды – коньячные спирты средним возрастом не менее 2 лет.
  • 4 звезды – коньячные спирты средним возрастом не менее 4 лет.
  • 5 звезд – коньячные спирты средним возрастом не менее 5 лет.

Подробней рассмотрим обозначения, принятые для марочных напитков, а также коньяков, производимых во Франции, и бренди, выпускаемых по французским технологиям «у нас». В Армении, Грузии, России и других странах постсоветского пространства бренди делят на:

  • обычные (маркируются звездами);
  • коллекционные;
  • марочные.

В коллекционные напитки входят спирты от 23 лет и старше.

Альтернатива звездам – кириллические маркеры КВ, КВВК, КС, ОС
Альтернатива звездам – кириллические маркеры КВ, КВВК, КС, ОС

На марочных бренди покупатели могут обнаружить следующие маркеры:

  • КВ – от 6 лет выдержки;
  • КВВК – от 8 лет выдержки;
  • КС – от 10 лет выдержки;
  • ОС – от 20 лет выдержки.

Безусловным законодателем мод в области коньячного ремесла является Франция, именно французские Maitre de chai ввели в оборот международную классификацию бренди, которую используют и отечественные производители. Для коньяков старше 6 лет европейские мастера не создали специального обозначения, так как выдержку таких напитков невозможно определить во время традиционной дегустации.

По международной традиции выдержка бренди отображается латинскими буквами на этикетке
По международной традиции выдержка бренди отображается латинскими буквами на этикетке

В соответствии с французскими стандартами бренди могут подразделяться на:

  • VS – от 2 лет выдержки;
  • Superior – 3-летние;
  • VSOP – 4-летние;
  • VVSOP – 5-летние;
  • XO – от 6 лет выдержки.

В российских алкомаркетах можно найти коньяки со всей вышеперечисленной маркировкой.

Любой покупатель прямо в магазине может провести следующий эксперимент: возьмите бутылку с бренди и переверните ее верх дном. После такой манипуляции со дна к горлышку должна сорваться одна большая капля, при этом на стенках тары могут образоваться небольшие «ручейки» – признак хорошего качества. Если бутылка заполнена практически доверху, можно провести тот же опыт, но показателем качества в этом случае будут пузырьки. После переворачивания к горлышку должны устремиться крупные пузырьки, за которыми последуют более мелкие. Так проверяется консистенция бренди, его густота и маслянистость. Некачественный алкоголь или подделка не вязкие, очень жидкие, как подкрашенная вода.

Коньяк должен иметь комплексный аромат, включающий тона бочковой выдержки
Коньяк должен иметь комплексный аромат, включающий тона бочковой выдержки

Аромат – важный показатель качества, проверить который можно уже дома. Качественный бренди раскрывается постепенно. После того, как напиток прокатится по стенкам бокала, в аромате должны появиться слегка уловимые нотки дубовой бочки, переходящие в целый спектр дополнительных запахов (фрукты, табак, ваниль, шоколад, кофе и прочие). Их количество будет зависть от степени выдержки, а также особенностей бочки, в которой происходила «закалка» напитка. Суррогат не даст выраженного аромата, только «эхо» аромата, которое никогда не раскрывается, не развивается в бокале и быстро выветривается.

Чтобы знать, как выбрать коньяк достойного качества, необходимо выработать для себя несколько правил мудрого покупателя. Первое – приобретать бренди только в специализированных магазинах. Второе – при покупке обращать внимание не только на этикетку и акцизную марку, но и на пробку. Третье –  не забывать переворачивать бутылку, чтобы проверить наличие пузырьков или капли. Четвертое –  помните, что романтическая история бренди прекрасно заходит в приятной компании.

Сергей Агутин

Характер нордический. Люблю жену, дочь и вино. Сторонник пассионарной теории этногенеза, романтик и скромняга. Царь царей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

МЕНЮ