Кто такие хипстеры: история, культура, тренды

Кто такие хипстеры: история, культура, тренды

В узком смысле хипстеры – странники, облаченные в бабушкины джемперы, завсегдатаи модных тусовок и художественных выставок. Эти ребята есть в каждом уголке планеты, и не заметить их невозможно, ведь они умеют выделяться в толпе, становясь невольными заложниками собственной идеологии. Не будь серой массой, выделяйся – этот пункт записан крафтовым пивом в контракте каждого хипстера.

Эти ребята не делают ничего предосудительного, однако часто вызывают хайп вокруг себя, причем не всегда в хорошем смысле этого слова. Так что же не так с этими модными парнями и девушками? Или, может, что-то не так со всеми нами?

Отличительная черта хипстера – стремление подчеркнуть творческую натуру

Субкультура хипстеров зародилась в Америке в конце 1940-х годов. «Отголосок второй мировой» изначально формировался, как тусовка молодых завсегдатаев джаз-клубов. Эти ребята старались жить здесь и сейчас, отвергая темное прошлое войны и не желая знать ничего о будущем. Как и в наши дни, хипстеры того периода также старались выглядеть стильно.

Эта «босоногая богема» старалась быть такой же блестящей, как джаз, который они слушали. Хипстеры 1940-х впитывали в себя не только яркий образ музыкантов, но и их сленг, а также ироничное отношение к жизни. Само слово «хипстер» зародилось именно в музыкальной среде – to be hip переводится с английского как «быть в теме» или «быть модным».

Хипстеры – потомки разбитого войной поколения без «вчера», «сегодня» и «завтра»

Как и в наши дни, ребята отлично разбирались в новых и модных музыкальных направлениях, кино, литературе, и всем, что хотя бы отдаленно относилось к богемному образу жизни. Физическая работа считалась уделом тех, кто не способен думать, читать и учиться.

Однако уже в 1960-х годах, когда Америку и Европу захлестнула целая волна новых молодежных движений, о миролюбивых хипстерах на время забыли.

В начале нулевых на улицах вновь стали появляться стильные ребята, предпочитающие выставки и клубы алкоголю в парадном и турничкам во дворе. Современные хипстеры – неоднородная, многообразная и многонациональная культура, многие яркие представители которой сами не относят себя к числу хипстеров.

В словаре оксфордского университета слово «хипстер» означает личность, следующую актуальным тенденциям моды. Это не случайно, ведь в условиях многообразия и мультикультурализма хипстеров можно идентифицировать именно по типичным увлечениям, внешнему виду и образу жизни.

К 2019 году течение преобразилось не только внешне, но и внутренне. Как и в прошлом, современные хипстеры отдают предпочтение высшему образованию, творческим профессиям и всему, что можно отнести к индустрии fashion. Во внешнем образе проявился ряд типичных аксессуаров, изящных, хотя и не всегда функциональных: олдскульный, «дышащий на ладан» фотоаппарат, очки, объемный шарф и джемпер oversize.

Создавать образ для хипстера жизненно важно. Лук формируется не только через одежду, но и через аксессуары. В основу стиля заложен unisex, который разбавляется винтажными «примочками»: широкие не по размеру рубашки и джемпера, узкие джинсы-скини, кеды, большие очки в пластиковых оправах и головные уборы, например, вязаные шапочки или шляпы с полями.

Лук, селфи, check in – последовательность, известная каждому хипстеру

Если обобщить, можно выделить следующие типичные пункты в луке хипстеров:

  • общий стиль унисекс и casual;
  • винтажные аксессуары;
  • всегда наличие гаджетов под рукой;
  • небрежность в прическах, но не полное отрицание укладок;
  • тату;
  • кеды или другая удобная обувь для повседневной жизни.

После того как очередной лук сформирован, хипстер обязан сделать фото и выложить их в социальные сети. При этом часто «убиваются сразу два зайца»: check in в модном местечке и демонстрация нового прикида.

Большинство хипстеров аполитичны. Для представителей этой тусовки важна внешняя и внутренняя свобода, а политическая активность не располагает к подобному образу жизни. Однако формально ребят можно отнести к умеренным или консервативным либералам. Есть и исключения: хипстеры – образованная и активная публика социальных сетей, потенциал которой хотели бы поставить себе на службу многие политические силы.

Отличительная черта современного хипстера – стремление подчеркнуть свою творческую натуру, даже если сама натура отнюдь не творческая.

Хипстеры – целевая аудитория творчества не для всех: инди-музыки, винила, артхауса, книг и текстов от мейнстримных авторов. Это непростые направления, понимание и обсуждение которых требует обширной образовательной базы в смежных областях: психологии, искусстве, архитектуре, экономике и многом другом. Поэтому хипстеры, как правило, начитанные люди, способные поддержать беседу на многие темы.

Хипстеры отдают предпочтение актуальным и интеллектуальным профессиям

Склонность к утонченным и сложным вещам определяет профессиональную деятельность. Как правило, предпочтение отдается интеллектуальным и актуальным профессиям в сферах дизайна, СМИ, маркетинга, media. Хипстеры не испытывают негативных эмоций по отношению к «работе в полях», например, на должности официанта или хостес. Однако будьте уверены: в этом случае местом работы будут выбраны модные кафе или рестораны, часто посещаемые богемой.

Наличие аккаунтов с фотографиями себя, еды, одежды и путешествий – важный пункт в системе самоидентификации хипстера, как и современные гаджеты: iPhon, iPad, гироскутер, вейп и прочие. Соцсети и гаджеты – относительно доступный способ сгладить разницу между богемными желаниями и зачастую скромными возможностями этих людей, что свойственно культуре потребления.

Как было казано выше, европейские, особенно американские, хипстеры, как и хиппи – течение, сформировавшееся в условиях военных конфликтов и общей политической напряженности в мире. Молодые люди жили под страхом смерти от ядерного оружия при общем консерватизме государства, подавляющего живую мысль и свободный дух (если они не шли на пользу армии).

Эти условия жизни сформировали первых хипстеров – людей, живущих полной жизнью сегодня, потому что завтра может не настать. Первых европейских хипстеров невозможно описать двумя словами – это тема для научной работы. Это потомки разбитых войной поколений, нонконформисты и индивидуалисты, чья философия – жить сегодняшним днем, не придавая значения ни успехам, ни неудачам. Однако следы этого поколения остались только на страницах книг Берроуза и Керуака.

В основе создания течения лежала идея, сегодня этой идеи уже нет

Современные российские хипстеры – публика иного рода. Подход к жизни здесь и сейчас сохранился, однако исчезла идея. Хипстер современности – представитель богемы или околобогемы, предпочитающий выделяться из массы. Это актуальная молодежная субкультура снобов, назначающих себе кумиров из мира элиты – художников, представителей модных домов и музыкальных течений – а затем действующих под их влиянием.

Находят ли эти ребята понимание в обществе? Нет, особенно со стороны старшего поколения, которое считает их потребителями, не способными к честной работе. По данным опроса Public Policy Polling, проведенного в 2013 году, американцы не любят хипстеров. Более того, около 25 % респондентов поддержали введение налога на подобный образ жизни.

В России хипстеры также не находят понимания. Из-за этого некоторые понятия сегодня приобретают оттенок «хипстеровости» по умолчанию. Например, если вегетарианцев раньше считали просто странными ребятами, то сейчас при словах «я – веган» сразу хочется спросить «а может у тебя еще и вейп с гироскутером есть?».

Бородачи теперь везде

Это же относится к бороде. Ситуация абсурдная и выглядит следующим образом: в какой-то момент хипстеры решили, что нужно носить бороду. А как это описать иначе? С тех пор быть носителем густой растительности на лице стало неуютно. Бородачи теперь не только в зеркале, но и везде: на улицах, в кафе, на YouTube и даже в телевизоре.

При ближайшем знакомстве становится очевидно, что хипстеры являются еще одним проявлением общества потребления. И с этой точки зрения мы все немного хипстеры в той или иной мере. Все слышали слово «хипстер», знают о них хоть что-то, а может, кто-то хипстером и является, быть может, сам того не подозревая. Носишь бороду? Не ешь мясо? И чем ты не хипстер? И в этом суть данного течения.

С одной стороны, хипстеры редко является «производителями», и исчезновение этой культуры будет практически незамечено обществом. С другой стороны, их стремление к образованию и творчеству достойно восхищения и вызывает уважение.

Сергей Агутин: Характер нордический. Люблю жену, дочь и вино. Сторонник пассионарной теории этногенеза, романтик и скромняга. Царь царей.