Слово «нетворкинг» вошло в наш обиход сравнительно недавно и из-за своего англоязычного происхождения часто ассоциируется с чем-то из мира интернета и социальных сетей. На самом деле ничего нового в идее нетворкинга нет: она подразумевает создание круга знакомств, в личном или профессиональном пространстве, а этим с успехом занимались и наши родители, и дедушки, и все поколения до них. Введение модного понятия скорее связано с тем, что психологи и бизнес-коучи решили дать определение и выявить правила нетворкинга, которые помогают больше зарабатывать и продвигаться по карьерной лестнице.
Ну что же, раз есть кому формулировать эти правила, то мы вполне можем изучить их и попробовать применить в жизни!
Содержание:
Что такое нетворкинг
Создание сети знакомств в нужной сфере, или нетворкинг, — один из ключевых инструментов для продвижения по карьерной лестнице. Смена работы, новые проекты, возможности профессионального развития, свежие идеи — все это чаще всего находит нас именно через друзей и знакомых из интересной нам профессиональной сферы.
Сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, грамотный нетворкинг становится абсолютно необходим, причем как для предпринимателей и фрилансеров, так и для менеджеров и наемных работников. Круг профессиональных знакомств помогает заявить о своем профессионализме в той или иной сфере, а также обрести больший вес и надежность, благодаря рабочим и личным рекомендациям.
Если еще двадцать лет назад расширить свою сеть контактов можно было только во время личных встреч: профессиональных конференций, тематических мероприятий и т. д., то сегодня у есть много помощников из мира высоких технологий: социальные сети (в первую очередь Facebook), форумы, сайты, онлайн-сообщества.
Не стоит забывать, что встретить интересных и «полезных» людей можно и в местах, не связанных напрямую с вашей профессиональной деятельностью: от дружеских вечеринок до гольф-клуба.
Виды нетворкинга
1. Из уст в уста
Не стоит забывать о самом древнем и проверенном способе. Если вы ищете новую работу, контакты нужных людей, ценных сотрудников и т. д., не поленитесь рассказать об этом своим друзьям и знакомым: вполне может быть, что кто-то из них решит вам помочь и познакомить с подходящими людьми. Делясь своей проблемой или предлагая свои услуги, вы подключаете еще десятки глаз и ушей, которые могут найти полезную информацию. Не забывайте по возможности оказывать аналогичные услуги и со своей стороны, так как этот способ никогда не может долго работать в одни ворота.
2. Профессиональный нетворкинг
Нетворкинг в профессиональной среде базируется на идее того, что вы — самый подходящий, подготовленный и мотивированный человек, для того чтобы рассказать о себе и своем бизнесе, и никто не справится с этой задачей лучше вас. Чтобы преуспеть в этом деле, нужно соблюдать следующие правила:
- контактировать каждого человека, которого вам посоветовали или который может оказаться полезен;
- уходить с каждой встречи как минимум с еще одним новым контактом;
- не доверять представление себя другим людям, добиваться прямого общения.
Этот тип нетворкинга широко используют те, кто занимается продажами чего-либо, если их цель — не просто продажа конкретного продукта/услуги, но и расширение портфеля потенциальных клиентов. Для этого метода важно личное общение с каждым человеком, вживую или через средства связи.
3. Прицельный нетворкинг
Этот вид выстраивания сети контактов базируется на принципах, прямо противоположных описанным выше. В данном случае сначала вы определяете человека или людей, с которыми хотите познакомиться, а потом ищете того, кто может вас представить и по возможности порекомендовать. Этот метод полезен при поиске новой работы, особенно если вы — хороший специалист в своем сегменте и детально представляете себе, в какую сторону намерены развиваться.
4. Онлайн-нетворкинг
Интернет дает неограниченные возможности для нетворкинга, потому что именно с его помощью мы получаем одновременный доступ ко множеству людей в интересной нам сфере. В частности, стоит обратить внимание на следующие инструменты:
- социальные сети,
- сайты по поиску работу,
- тематические группы и форумы,
- страницы отдельных компаний,
- страницы руководителей компаний или отделов.
Нетворкинг в интернете подразумевает как общение с другими людьми (через личные сообщения, комментарии, обсуждения), так и поддержку своей страницы в социальных сетях и, при необходимости, сайта. Манера ведения своей страницы в Facebook или других популярных ресурсах должна соответствовать тому, какой имидж вы хотите создать. Если речь о профессиональных контактах, то лучше воздержаться от обилия личных фотографий с вечеринок (или постить их в закрытом режиме для друзей) и уделить внимание тому, что характеризует вас как профессионала: например, комментировать новости отрасли, публиковать материалы, относящиеся к вашей сфере, а также демонстрировать примеры ваших собственных работ.
Зачем нужен нетворкинг
Итак, мы разобрались с тем, что включает в себя понятие «нетворкинг», но остается вопрос: каким образом это поможет заработать деньги и подняться по карьерной лестнице?
Вопреки распространенному мнению, широкая сеть профессиональных знакомств нужна не только для непосредственной «продажи» себя или своих услуг — грамотный нетворкинг открывает массу возможностей.
В первую очередь, это то, что помогает выбраться из уютной зоны комфорта и нацелиться на развитие. Нетворкинг подразумевает постоянное общение с людьми, со взаимной помощью (чтобы рассчитывать на содействие других, надо обязательно оказывать аналогичное содействие самому), обменом свежими идеями, поиском возможностей для сотрудничества и совместных проектов. Широкая сеть знакомств в своей профессиональной сфере может не только оказаться полезной при поиске нового места работы, но и дать саму идею смены работы, развития карьеры, возможно, перехода в смежный сегмент.
Нетворкинг — лучший путь поиска единомышленников. Это особенно важно для тех, кто нацелен на крупные перемены в карьере: например, открытие собственного бизнеса, переход на фриланс и т. п. Ничто не поможет подготовиться к грядущим трудностям лучше, чем личное общение с теми, кто уже осуществил нечто подобное, и может грамотно помочь и поддержать советом.
Наконец, общение в своей профессиональной среде помогает лучше определиться с самоидентификацией, выявить свои сильные и слабые стороны, обозначить собственный карьерный и личностный путь развития. Попробуйте рассказать едва знакомому человеку о том, чем вы занимаетесь: сжато, понятно и интересно. После того как вы повторите это упражнение десятки раз, возможно, и вам самому станет понятнее, что вы представляете из себя на текущий момент и к чему стоит стремиться.
Правила успешного нетворкинга
Психологи и бизнес-коучи выделяют ряд правил успешного нетворкинга. Рассмотрим основные из них.
1. Будьте приветливы и дружелюбны
Казалось бы, основа основ, но никогда не будет лишним это повторить: при знакомстве с новыми людьми на деловом мероприятии, вечеринке и даже по телефону обязательно улыбайтесь, ведите себя спокойно и дружелюбно. Задавайте вопросы, внимательно слушайте собеседника, проявляйте искренние интерес к тому, что он говорит, – все это поможет вам произвести приятное впечатление.
2. Составьте план
Знакомства с новыми людьми и общение — дело, которое по душе далеко не каждому. Чтобы меньше стесняться и переживать, отнеситесь к нему как к работе и составьте план: например, поговорить с 10 людьми в течение мероприятия. После этого можно дать себе отдых.
3. Всегда имейте при себе визитки
Визитные карточки — валюта нетворкинга. Обязательно носите их собой в достаточном количестве и обменивайтесь ими с другими людьми. Степень креативности визиток не должна переходить грань разумного: можно привнести в них что-то нестандартное, чтобы выделиться, но оставайтесь в рамках стиля делового общения (например, шутливые надписи и смайлики лучше оставить для друзей).
4. Используйте домашние заготовки
Далеко не все из нас способны остроумно шутить и оживленно болтать в любой ситуации. Но есть простой секрет: подумайте о том, что вы будете говорить, заранее! И речь не только о краткой презентации нового проекта — записывайте удачные фразы, шутки, темы для беседы, а также информацию о собеседниках, если вы уже знаете их. Достаточно пробежаться глазами по заготовленному листочку бумаги перед встречей, и вы точно не растеряетесь!
5. Напоминайте о себе
Если в случае романтических свиданий рекомендуется подождать 3 дня, то для бизнес-нетворкинга следует другое правило: напомнить о себе в течение 24 часов (максимум 48). Самым удобным способом для этого станет электронная почта: пришлите новому знакомому короткий е-мейл с вашими контактами и, по возможности, информацией о том, о чем вы общались (например, если вы пообещали ему прислать ссылку на какой-нибудь материал). Этим вы заработаете дополнительные очки и дадите возможность выделить вас среди других случайных знакомств.
6. Старайтесь общаться лично
Привлечь внимание собеседника к вашему проекту или вопросу по е-мейл довольно сложно — как правило, гораздо больший эффект дает личная встреча. Если начало общения было воспринято положительно, предложите короткую встречу в офисе или кафе. Обязательно обозначьте цель предполагаемой беседы, ведь время — деньги, особенно у деловых людей.
7. Не забывайте о социальных сетях
Страницы в социальных сетях — наиполезнейший источник информации. Вы можете узнать больше о людях, с которыми намерены познакомиться: их место работы, увлечения и т. д. А после знакомства социальные сети помогут вам оставаться на связи.
8. Будьте терпеливы
Нетворкинг — это долгий постоянный процесс, и вряд ли он принесет результаты уже на следующий день. Запаситесь терпением, общайтесь, оказывайте услуги. Все это обязательно окупится в перспективе.
Заключение
Не все мы любим общаться, но сложно поспорить с тем, что создание сети знакомств в профессиональной сфере помогает зарабатывать и строить карьеру. К счастью, современный мир предоставляет массу возможностей для грамотного нетворкинга, и каждый может выбрать то, что ему ближе. Знакомьтесь с успешными людьми вашей сферы, изучайте их опыт и не стесняйтесь рассказывать о себе! Тогда позитивные изменения в карьере не заставят себя ждать.