Профессиональная этика: в чем ценность этого актива, и почему он окупится в перспективе  

Практически ежедневно каждый человек сталкивается с моральными дилеммами. На производстве они глубже. Ведь сотрудники вынуждены совершать противоречивый выбор не для себя, а в интересах предприятия. А от принятых решений низшего звена может зависеть получение прибыли. В условиях, когда моральные установки приобретают размытые формы, профессиональная этика помогает «хорошим» людям не совершать «плохие» действия.


Поговорим, чем этика отличается от этикета, в чем польза профессиональной этики, и как внедрить ее в бизнес.

Нечестность теряет привлекательность, когда перестает быть необходимым условием для ведения бизнеса

Этикет – конкретные и формальные правила поведения, закрепленные в документе или устно. Дает ответ на вопрос «Как?». Как жать руку, как вести себя на встрече с партнерами, как одеваться и пр.

Этика обосновывает как нормы этикета, так и то, что этикет не регламентирует. Например, корпоративный этикет прямо предписывает сотрудникам компании «честность». Это значит, не воровать, не лгать и не обманывать коллег, не «разводить» партнеров, не обсчитывать потребителей и пр.

Пока россияне помнят 90-е, бизнес будет ассоциироваться с жадностью и нечестностью

Невозможно задокументировать все случаи обязательного проявления честности. Именно этика не позволит сотрудникам отстраниться от чувства ответственности. Без этики они будут руководствоваться установками, интерпретируя их как «не написано, значит, можно».

Из-за разнообразия профессий одни и те же понятия на практике могут различаться. Например, безопасность у ЧОП – не то же самое, что безопасность на предприятиях. Этика приходит на помощь и здесь. Существуют этические нормы, устанавливающие универсальные правила в рамках рабочих процессов. Например, определение понятия «профессиональная ответственность», отношение к репутации, результатам и качеству работы.

Пока среди граждан России будет ходить призрак 90-х, в массовом сознании бизнес будет ассоциироваться с жадностью и нечестностью. Стереотип подрывает основы предпринимательской деятельности. Люди, не верящие в честность бизнеса, устраиваются на работу в бизнес и ведут себя соответственно. А сам бизнес получает индульгенцию на обман – раз потребители и так не верят в честность, можно делать все, что формально не запрещено законом, а иногда и больше.

Профессиональная этика не позволяет коммерсантам раздвигать границы дозволенного

Именно этика не позволит коммерсантам раздвигать границы дозволенного. Ведь идеологической опорой этики выступают не собственные моральные установки конкретного предпринимателя, а культуры бизнеса в целом.

Если в определенном кругу предпринимателей вести дела нечистоплотно будет не принято, они не будут поощрять недобросовестную работу сотрудников и заключать сделки с недобросовестными партнерами. И чем шире будет такой круг, тем большему числу бизнесменов и работников придется сверять свои идеи и бизнес-цели с этическими нормами. Иначе они останутся не у дел.

Так этика формирует реальность. Нечестность теряет привлекательность, когда перестает быть необходимым условием для ведения бизнеса, а польза от нее снижается или стремиться к нулю. Исчезает и нравственная дилемма – при ведении бизнеса с честными партнерами и сотрудниками уходит сама необходимость нечистоплотности, обусловленная интересами бизнеса.

Этика не регламентирована так жестко, как этикет. Это о нравственности и морали, которые обосновывают поступки и решения. Поэтому этику невозможно регламентировать документом, однако она может быть привита благодаря осмыслению регламентов и сознательному принятию декларируемых принципов.

Этика может быть привита через осмысление и сознательное принятие принципов

Проблема в том, что частные интересы ставятся выше общественных. Поэтому введение формального этикета в форме документа не поможет. Сотрудники отстранятся от собственного чувства ответственности и будут формально руководствоваться установками, которые им диктует исполнительный документ. И вместо того чтобы начать понимать важность этических норм, они по-прежнему будут ставить в приоритет собственные интересы, пытаясь обойти в своей работе навязанный регламент там, где возможно.

Редакция Bow&Tie находит интересным кейс на эту тему от «Эха Москвы». В радиостанции озадачились введением кодекса поведения сотрудников в социальных сетях. Обсуждение кодекса внутри организации было открытым – устно в кабинетах, в электронном формате на внутренних форумах.

Этика является трендом цивилизованного ведения бизнеса

Когда сотрудники «Эха Москвы» пришли к единому решению, кодекс обрел бумажное выражение. Документ подали на подпись главному редактору Алексею Венедиктову. А тот его не подписал, потому что в новом документе не было необходимости. За время его подготовки и обсуждения сотрудники радиостанции осознали и приняли каждый сам для себя важность уважительного и ответственного общения в социальных сетях. Таким образом, хотя регламентирующий документ так и не был принят, привить профессиональную этику удалось благодаря его осмыслению.

Профессиональная этика по отношению к сотрудникам, партнерам и потребителям способна привести к симметричной реакции с их стороны. Например, забота об окружающей среде и филантропия стали неотъемлемыми трендами цивилизованного ведения бизнеса, пользующегося благосклонностью общественного мнения.

Выгода от профессиональной этики не всегда сиюминутна. Однако ценные активы окупают себя в долгосрочной перспективе.

Сергей Агутин

Характер нордический. Люблю жену, дочь и вино. Сторонник пассионарной теории этногенеза, романтик и скромняга. Царь царей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

МЕНЮ