Практически ежедневно каждый человек сталкивается с моральными дилеммами. На производстве они глубже. Ведь сотрудники вынуждены совершать противоречивый выбор не для себя, а в интересах предприятия. А от принятых решений низшего звена может зависеть получение прибыли. В условиях, когда моральные установки приобретают размытые формы, профессиональная этика помогает «хорошим» людям не совершать «плохие» действия.
Содержание:
Поговорим, чем этика отличается от этикета, в чем польза профессиональной этики, и как внедрить ее в бизнес.
Этика и этикет – в чем разница
Этикет – конкретные и формальные правила поведения, закрепленные в документе или устно. Дает ответ на вопрос «Как?». Как жать руку, как вести себя на встрече с партнерами, как одеваться и пр.
Этика обосновывает как нормы этикета, так и то, что этикет не регламентирует. Например, корпоративный этикет прямо предписывает сотрудникам компании «честность». Это значит, не воровать, не лгать и не обманывать коллег, не «разводить» партнеров, не обсчитывать потребителей и пр.
Невозможно задокументировать все случаи обязательного проявления честности. Именно этика не позволит сотрудникам отстраниться от чувства ответственности. Без этики они будут руководствоваться установками, интерпретируя их как «не написано, значит, можно».
Из-за разнообразия профессий одни и те же понятия на практике могут различаться. Например, безопасность у ЧОП – не то же самое, что безопасность на предприятиях. Этика приходит на помощь и здесь. Существуют этические нормы, устанавливающие универсальные правила в рамках рабочих процессов. Например, определение понятия «профессиональная ответственность», отношение к репутации, результатам и качеству работы.
В чем польза профессиональной этики – на примере нечестности
Пока среди граждан России будет ходить призрак 90-х, в массовом сознании бизнес будет ассоциироваться с жадностью и нечестностью. Стереотип подрывает основы предпринимательской деятельности. Люди, не верящие в честность бизнеса, устраиваются на работу в бизнес и ведут себя соответственно. А сам бизнес получает индульгенцию на обман – раз потребители и так не верят в честность, можно делать все, что формально не запрещено законом, а иногда и больше.
Именно этика не позволит коммерсантам раздвигать границы дозволенного. Ведь идеологической опорой этики выступают не собственные моральные установки конкретного предпринимателя, а культуры бизнеса в целом.
Если в определенном кругу предпринимателей вести дела нечистоплотно будет не принято, они не будут поощрять недобросовестную работу сотрудников и заключать сделки с недобросовестными партнерами. И чем шире будет такой круг, тем большему числу бизнесменов и работников придется сверять свои идеи и бизнес-цели с этическими нормами. Иначе они останутся не у дел.
Так этика формирует реальность. Нечестность теряет привлекательность, когда перестает быть необходимым условием для ведения бизнеса, а польза от нее снижается или стремиться к нулю. Исчезает и нравственная дилемма – при ведении бизнеса с честными партнерами и сотрудниками уходит сама необходимость нечистоплотности, обусловленная интересами бизнеса.
Как привить профессиональную этику сотрудникам
Этика не регламентирована так жестко, как этикет. Это о нравственности и морали, которые обосновывают поступки и решения. Поэтому этику невозможно регламентировать документом, однако она может быть привита благодаря осмыслению регламентов и сознательному принятию декларируемых принципов.
Проблема в том, что частные интересы ставятся выше общественных. Поэтому введение формального этикета в форме документа не поможет. Сотрудники отстранятся от собственного чувства ответственности и будут формально руководствоваться установками, которые им диктует исполнительный документ. И вместо того чтобы начать понимать важность этических норм, они по-прежнему будут ставить в приоритет собственные интересы, пытаясь обойти в своей работе навязанный регламент там, где возможно.
Редакция Bow&Tie находит интересным кейс на эту тему от «Эха Москвы». В радиостанции озадачились введением кодекса поведения сотрудников в социальных сетях. Обсуждение кодекса внутри организации было открытым – устно в кабинетах, в электронном формате на внутренних форумах.
Когда сотрудники «Эха Москвы» пришли к единому решению, кодекс обрел бумажное выражение. Документ подали на подпись главному редактору Алексею Венедиктову. А тот его не подписал, потому что в новом документе не было необходимости. За время его подготовки и обсуждения сотрудники радиостанции осознали и приняли каждый сам для себя важность уважительного и ответственного общения в социальных сетях. Таким образом, хотя регламентирующий документ так и не был принят, привить профессиональную этику удалось благодаря его осмыслению.
Профессиональная этика – ценный актив, который окупится в перспективе
Профессиональная этика по отношению к сотрудникам, партнерам и потребителям способна привести к симметричной реакции с их стороны. Например, забота об окружающей среде и филантропия стали неотъемлемыми трендами цивилизованного ведения бизнеса, пользующегося благосклонностью общественного мнения.
Выгода от профессиональной этики не всегда сиюминутна. Однако ценные активы окупают себя в долгосрочной перспективе.